Это поселок Урлядинский, в котором на данный момент существует Урлядинская общеобразовательная школа, рассчитанная на 9 лет обучения. Но совсем скоро все это может измениться.
Когда начинаешь изучать подобную проблему, то твоим лучшим другом становится сайт госзакупок. После недолгих поисков мы нашли закупку, касающиеся разработки проектно-сметной документации на объект капитального строительства «Реконструкция здания МОУ Урлядинская ООШ, под размещение объекта «Школа-сад», расположенного по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, пос. Урлядинский, ул. Пролетарская, 46».
Нас сразу же смутила формулировка «школа-сад», а поиск в Интернете подобных случаев не дал результатов. Ах, какие же фантазеры эти районные власти, просто диву даешься.
Второй лучший друг журналиста-исследователя — сайт «РТС-тендер». Изучая этот сайт, нам и стала понятна суть происходящего. Изучив техническое задание, все становится вполне понятно:
«Вместимость: 25 детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, 60 учащихся, 4 класс-комплектов. Наполняемость классов: 1-4 классы — 60 человек по 1 класс-комплекту на 15 человек. Количество смен учащихся — 1. Количество этажей – 2 этажа с подвалом; Общая площадь 1886,0 кв.м. Высота здания 6,50 м. Размеры здания 54,55 х 21,54 м. Площадь земельного участка – 8575 кв.м».
Что же собираются сделать районные власти? Они собираются реконструировать общеобразовательную школу, рассчитанную на 9 лет обучения, в «школу-сад», где будет детский сад и обучение с 1 по 4 класс, а вот остальные дети, с 5 класса, будут подвозиться в общеобразовательную школу соседнего, более крупного населенного пункта. По нашему мнению, на лицо — вредительство населению собственного района.
Впрочем, с таким выводом категорически не согласна начальник управления образования Верхнеуральского района Наталья Леонидовна Урцева, к которой мы обратились за комментарием:
— К сожалению, на сегодняшний день здание детского сада находится в неприспособленном помещении. Кроме того, там недостаточно мест для детей. Здесь вопрос идет не про школу, в первую очередь, а про детский сад. То есть мы пытаемся улучшить условия для детей в детском саду, чтобы они соответствовали нормам на сегодняшний момент. Другое здание построить — очень дорого.
На сегодняшний день количество учащихся в Урлядинской школе уменьшается. Пока у нас нет окончательного решения, что это будет: «школа-сад» или «сад в школе». Более того, у нас Урляды относятся к Карагайскому поселению. Как раз там в школе количество учащихся не такое большое, которое школа может вместить, поэтому старшие классы из поселка Урлядинский ездят туда на автобусе. Мы сейчас рассматриваем все варианты. У нас сейчас проектанты работают, а мы смотрим, как нам при наименьших затратах учесть все потребности, все желания. Мы возим старшее звено и рассматриваем, можем ли мы возить и среднее звено. Принять этих детей Карагайская школа может, там площади позволяют. На сегодняшний день проектно-сметная документация еще до конца не разработана.
Кстати, наши автобусы соответствуют всем нормам, которые сейчас по законодательству от нас требуют. К тому же в школах организовано горячее питание, и все дети получают его бесплатно. У детей по два сопровождающих, их довозят до места, и никакой проблемы в этом нет, у нас полстраны на подвозе.
Что касается преподавательского состава, который на данный момент есть в Урлядинской школе, так это тоже не проблема. Если эти люди не пенсионного возраста, то у них есть возможность поработать в той же школе, как в поселке Карагайском.
Особенно беспокойно стало нам после заключительных вопросов, на которые мы так и не получили прямых ответов.
— Данное решение по малокомплектным школам, как их сейчас модно называть, вызвано тем, что данные школы не выгодны государству и не выгодны властям любого уровня. А как Вы считаете, школа вообще может быть выгодна государству?
— Давайте рассмотрим этот вопрос в другой плоскости, со стороны детей и родителей. Если школа маленькая, там существуют специфические проблемы: во-первых, там работают педагоги, которые вынуждены совмещать несколько предметов. В общем-то, в этом нет ничего плохого, но и ничего хорошего. То есть в крупной школе будет математик со специальным образованием, будет отдельно физик. В малокомплектной школе учителя вынуждены быть в одном лице: математиками, физиками и даже историками. Детям дадут более качественное образование люди более узконаправленные. Во-вторых, чем крупнее школа, тем она может больше предоставить возможностей ребенку. Там больше библиотека, больше специализированных классов. Более того, у нас были школы, где в классе училось 2 или 3 ребенка, и практика показывает, что они привыкли друг к другу и некомфортно чувствуют себя, заканчивая школу и поступая в колледжи или в высшие учебные заведения. Более того, в крупной школе всегда больше кружков, факультативов и прочего…
В свою очередь автор паблика «Преданное наследие» Егор Бухтияров озвучивает очевидные последствия, которые ждут жителей поселка Урлядинский после так называемой реорганизации:
1). Сокращение учителей ООШ и воспитателей, ныне существующих детских садов;
2) Дети с 5 по 9 класс будут вынуждены вставать намного раньше таких же детей из других поселков, где ООШ сохранилась, для того, чтобы успеть на автобус, который занимается подвозом;
3) Дети будут лишены права посещения факультативных занятий (которые на селе являются единственной возможностью подготовиться к ОГЭ в 9 классе), потому что автобус — не такси, и каждого ребенка туда и обратно в удобное для него время он возить не будет;
4) Усилится отток молодежи и людей среднего возраста из данного населенного пункта, поселок получит риск преждевременного вымирания.
Что же мы будем делать и о чем просим вас?
1) Мы создадим петицию президенту на сайте change.org с просьбой - остановить развал школы в поселке Урлядинский;
2) Помимо петиции мы напишем обращения во всевозможные инстанции для того, чтобы они обратили на это внимание;
3) Наша съемочная группа в ближайший месяц побывает в поселке Урлядинский и пообщается с местными жителями. Мы постараемся максимально донести позицию населения до широкой общественности, а также максимально распространим это видео через наших информационных партнеров.
4). Мы не оставим эту проблему без внимания до тех пор, пока она не разрешится в пользу местных жителей и непременно будем держать в курсе своих читателей.
Добавим, что никакое горячее питание в школьной столовой не сравнится с домашней едой. А учителя в малокомплектных школах, да, совмещая несколько предметов, но при меньшей численности классов, дают куда большие знания своим учащимся. Потому что времени для индивидуальной работы с каждым ребенком у них намного больше. Также сомневаемся, что учителя согласятся ездить за собственный счет в соседний поселок, за несколько десятков километров, а автобус учителей возить не будет. Во-вторых, школа в поселке Карагайском укомплектована, и в ней если и есть вакансии, то их число крайне ограничено. Так что, массовых сокращений избежать не удастся. Что касается последствий для здоровья, которые ждут детей из-за сбитого режима дня и постоянного нахождения в дороге, то они нивелируют все немногочисленные плюсы реорганизации школы, о которых говорит Наталья Леонидовна. По нашему мнению, в этой ситуации абсолютно нет плюсов!